Рогачевская глубинка от «А» до «Я». Шапчицы Родина талантливых мастеров, народных лекарей и героев труда

На Рогачевщине есть четыре населенных пункта, названия которых начинаются на букву «ш». Мы побывали в деревне Шапчицы Звонецкого сельсовета, где по состоянию на 1 января 2022 года числится 92 домовладения и зарегистрировано 207 жителей. Для сравнения: в 1909 году там проживало 1410 жителей, было 202 хозяйства. Как видим, жизнь медленно вносит свои коррективы, постепенно стирая былые яркие краски глубинки. Но как бы то ни было, деревня продолжает жить, привлекая истинных ценителей сельских пейзажей своей непосредственностью, простотой и спокойствием. Пройдемся по улочкам Шапчиц и убедимся в этом сами.

Из прошлого
По письменным источникам населенный пункт известен с XVI века как деревня в Речицком повете Минского воеводства Великого княжества Литовского. По сведениям 1567 года она должна была выделять ополченцев для армии ВКЛ. В 1696 году Шапчицы упоминаются как селение в приходе Рогачевской замковой церкви, а в 1756 году – как село с церковью в Заднепровском войтовстве Рогачевского староства. В 1772 году деревня входила в состав Российской империи, в 1850-м – принадлежала помещику Жуковскому, в 1884-м – находилась в Довской волости. Согласно переписи 1897 года, в Шапчицах действовали церковь, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, трактир, ветряная мельница, 2 маслобойни и 2 магазина. В 1930 году был организован колхоз «Красный Днепровец».
Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты сожгли 98 дворов и убили 27 местных жителей. В боях за Шапчицы и окрестности погибли 1102 советских солдата – они перезахоронены в братской могиле в центре деревни, где сегодня стоит памятник. На старом кладбище по улице Садовой находится могила летчика Валерия Садофьева, уроженца города Свердловска. Населенный пункт был освобожден от немецких захватчиков 24 ноября 1943 года. С фронта не вернулись 93 жителя деревни.
В 1959 году Шапчицы входили в состав совхоза «Большевик», в населенном пункте действовали школа-девятилетка, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, ясли-сад, отделение связи.Как рассказывают местные жители, у каждой части большой деревни были свои названия: Богдановка, За-речье, Гривка, Крупли и Кручек. Например, в Богдановке жили мастеровитые люди, которых Бог наделил умением изготавливать бочки и бочонки для хозяйских нужд. Заречье объяснялось просто – место за рекой. В Круплях находилась ветряная мельница. Кручек – тоже говорящее название: многие жительницы Шапчиц занимались вязанием кружев, которыми обшивали полотенца и скатерти. Узоры этих кружев в те времена демонстрировались в Могилевском губернском музее.

День сегодняшний
В деревне много улиц (Юбилейная, Гагарина, Партизанская, Школьная, Садовая, переулок Садовый) и два кладбища (старое располагается на Круплях, а новое – на Богдановке).
Территория Шапчиц – с многочисленными возвышенностями. Вот уже раздолье было местной ребятне зимой: катайся с горок сколько хочешь! Но сегодня редко слышны в деревне детские голоса: ясли-сад и школа с 2014 года закрыты. В деревне есть продовольственный магазин, к сельчанам приезжает передвижное отделение связи и мусоровоз, а по воскресеньям здесь торгует индивидуальный предприниматель из поселка Ильич.
В здании бывшей школы сейчас находится сельский клуб-библиотека. В небольших классах стоят стеллажи с книгами, бильярдный и теннисный столы. В клубе можно отдохнуть, принять участие в тематических мероприятиях, выбрать книгу или распечатать необходимые документы.
В конце 2021 года в Шапчицах проведена модернизация сети связи. К центральному водоснабжению подключена часть домов на улицах Гагарина и Юбилейной. В 2010 году планировалось провести в деревню и газ, но лишь немногие жители согласились подключить свои дома к газовому отоплению, поэтому все работы свернули.

Какие же Шапчицы без шапок?
– В мае у нас запланирован День деревни – скоро начнем готовиться к празднику, – рассказывает заведующая местным клубом-библиотекой Елена Хворостова.

Многие предметы быта наших предков, которые хранятся в Шапчицком сельском клубе-библиотеке, собраны Еленой

Елена Васильевна родилась в Шапчицах и о родном селении слышала немало интересного от бабули и деда, которые ее вырастили. Она же и рассказала нам легенды, связанные с названием деревни. Первая говорит о том, что в шапчицких лесах когда-то росли корабельные сосны. Эти деревья были такой высоты, что у заготовителей, которые пытались рассмотреть самые верхушки деревьев, падали с голов шапки. Согласно второй легенде в Шапчицы опасались ездить из-за болотистой местности: говорили, что ночью, если ненароком свернуть с дороги, можно и не выбраться – «шапки поплывут». Третья легенда – о человеке, купившем в этих местах шапку. Он забыл, где приобрел головной убор, поэтому всем отвечал, что в Шапчицах. Вот такие необычные интерпретации названия деревни.
Елена Хворостова – хозяйка мини-музея «Шапки из Шапчиц», в котором собрано уже более 50 экспонатов. Он появился в 2013 году в рамках проекта «Создание эффективной системы культурных и информационных услуг для сельского населения «Мир информации, культуры и творчества – для всех», поддержанного Евросоюзом. В музее собраны летние и зимние, плетеные и меховые, фабричные и ручной работы шапки: тюбетейки, береты, панамы, фуражки, кубанки… Головные уборы приносили односельчане, передавали из отдела культуры, привозили из поездок знакомые. Самым эксклюзивным, по мнению Елены Васильевны, является головной убор, который подарил музею начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Руслан Смирнов. Это черная тюбетейка с надписями «сабантуй» и «апас». Первая надпись обозначает ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Вторая свидетельствует, скорее всего, о том, что национальный головной убор попал на Рогачевщину после праздника, проходившего в Апастовском муниципальном районе Республики Татарстан.
Если будете в Шапчицах, обязательно познакомьтесь с Еленой Хворостовой. Как настоящая хранительница музейных тайн, она расскажет не только об экспонатах музея шапок, но и о каждом старинном предмете, хранящемся в местном клубе, будь то самопрядка, самодельное бердо от ткацких станков (приспособление в виде гребня), детская люлька или «жлукта» – так называемая стиральная машина, в которой раньше отбеливали льняные полотенца.

Не место красит человека, а человек – место
Уроженцы деревни вспоминают, что среди односельчан были не только мастеровитые люди, но и потомственные колдуны, лекари. Кого-то они избавили от сглаза, кому-то помогли справиться с тяжелой болезнью, а местному кузнецу, например, «отшептали» глаз, в который во время работы в кузнице попала раскаленная окалина.
Славились крестьяне и своим трудолюбием: шапчицкая земля дала жизнь двум Героям Социалистического Труда. Федор Кононович Самусев (родился в 1928 году) был бригадиром кузнецов Минского тракторного завода. Его бригада ежегодно перевыполняла производственный план от 140 до 200 %, достигнув выработки за смену от восьмидесяти до шестисот коленчатых валов. В 1966 году он был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Его земляк Алексей Филиппович Асташов родился в Шапчицах в 1912 году. Он трудился комбайнером на МТС имени Кирова Отрадненского района Краснодарского края и в непростых условиях послевоенного времени добивался высоких результатов на уборке зерновых культур. В 1950 году за 25 рабочих дней на комбайне «Сталинец-1» Алексей Филиппович намолотил 9014,9 центнера зерновых культур. За достижение высоких показателей на уборке и обмолоте зерновых и масличных культур 27 февраля 1951 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Равнение на Кирьяновых
За Иваном Дмитриевичем и Анастасией Ивановной Кирьяновыми по улице Юбилейной уже никто не живет. Из окон их дома видна безымянная речушка, которая впадает в Днепр. В ней бьют холодные ключи. Во время проливных дождей или весеннего паводка речушка выходит из берегов и подступает к колодцу у дома. Вода в колодце очень вкусная – дети всегда с собой в город берут, когда приезжают. Здесь, на окраине деревни, нередко увидишь коршуна, который то и дело норовит схватить цыплят или кур, поэтому вся домашняя птица гуляет под специальным укрытием. Захаживают в эти места лисы и зайцы, а зимой у дома ищут чем поживиться снегири и синицы.
Анастасия Ивановна вспоминает, как после окончания 8-го класса поехала в Москву учиться ткацкому делу. Какое-то время работала в большом городе, окончила вечерний институт. В 1986 году она – активистка, председатель общежития и секретарь комсомольской организации – участвовала в программе «Сельский час». Журналистов интересовал вопрос, как белоруска попала в столицу СССР, какие у нее планы и собирается ли она когда-нибудь вернуться на малую родину.
– Вот и вернулась, – улыбается Анастасия Ивановна. – И нисколько об этом не жалею, так как люблю работать на земле. Вы бы летом приехали, у меня здесь цветов – море!

Уроженка деревни Анастасия Ивановна КИРЬЯНОВА – приятная собеседница, умелая хозяйка и заядлый цветовод.

Иван Дмитриевич и Анастасия Ивановна – люди трудолюбивые, держат двух коров, телочку, кур. Раньше разводили свиней, гусей, уток, индюков. Поддерживать порядок на придомовой территории и приусадебном участке помогает своя техника, желание работать на земле и получать от нее отдачу. Каждый день, проведенный в деревне в труде и заботах, супругам Кирьяновым в радость. Они душой приросли к Шапчицам, хоть и пустеющим, но все же таким родным…