Пенсия с «пробелами»

Хороша ложка к обеду, а добросовестная работа бухгалтерии – к выходу на пенсию. Екатерине Рыжовой (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) оставалось лишь собрать необходимые документы и устроить праздничный банкет по случаю ухода на заслуженный отдых. До ресторана с коллективом пока не добрались, застопорились на первом этапе. На помощь пришли профсоюзные юристы – теперь шансы достойно встретить самый размеренный период жизни значительно возросли.

Рыжова свою профессию уважает: быть официантом – дело непростое, постоянно на ногах. 13 лет отдала служению посетителям санатория – филиала одной из строительных организаций Могилева.

После все-таки уволилась, устроилась в другое заведение, однако вновь вспомнить о прежнем месте работы пришлось аккурат перед своим 58-летием. Оказалось, за это время санаторий переименовали. И пусть достоверный рабочий стаж Екатерины Павловны нашел отражение в ее трудовой книжке, но куда-то подевались данные о начислении зарплаты за два значительных трудовых отрезка.

– То, что с января по май 1993 года и с января по декабрь 1996 года гражданка Рыжова работала в санатории, документально подтверждено, а вот справки о ее зарплате в указанные периоды найти не удалось, – поясняет главный правовой инспектор труда Могилевского областного объединения профсоюзов Инна Чеботаревская. – Так, по Закону «О пенсионном обеспечении» право на пенсионный отдых имеют те граждане, которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН. Именно поэтому справка о доходах важна не менее, чем записи о соответствующих должностях в трудовой. Утрата либо неполное представление нанимателем документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может повлечь ее назначение в меньшем размере.

Как только Рыжова обратилась со своей проблемой в профсоюзы, ее сразу направили в государственный архив Могилевской области.

– Однако и там развели руками: документы исчезли бесследно, – рассказывает Екатерина Павловна. – Моему отчаянию не было предела. Казалось, выхода нет, но, к счастью, главный правовой инспектор труда предложила подать иск в суд и помогла в его составлении. Скорее всего, потеря моих документов связана с реорганизацией и переименованием филиала.

Как уверяет Инна Чеботаревская, восстановить в памяти сумму, которую зарабатывала гражданка Рыжова в 1993-м и 1996-м, безусловно, никому не под силу. Для подобного случая пришлось воспользоваться данными Национального статистического комитета по номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по областям и Минску за указанные годы, которые и приложили к судебному иску.

– Вот такой пример халатного отношения бухгалтерии и нанимателя к своим работникам: украдено драгоценное время, испорчено настроение, – говорит главный правовой инспектор труда. – Однако в успешном исходе дела мы уверены. Екатерина Рыжова получит свою долгожданную и справедливую пенсию.