7 марта – начало Великого поста

Днесь весна душам

Мы вступаем в Великий Пост – время подготовки к встрече Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
В начале весны природа чудом своего оживления являет нам учение о воскресении мертвых: время зимней «смерти» заканчивается, впереди – воскрешение жизни. И наши души ждут своей весны, которая для человека начинается с истинного покаяния. К сожалению, суетность нынешней жизни порождает нечувствительность ко греху, к его разрушительной для души силе. Святая Церковь призывает остановить свой бег и прислушаться к своей душе.
Четыре подготовительные недели вели нас к Великому посту. Готовясь сделать шаг навстречу Пасхе, постараемся освободиться от всех обид, камнем лежащих на сердце. Короткое, но от души сказанное «Прости…» и искреннее примирение снимает груз с души. Поэтому и предваряет Великий пост Прощеное воскресенье, когда Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. В этот день в храмах служится вечерня с особым чином прощения.
Первая неделя Великого поста особая. Помогает настроиться на покаянный лад Великий канон преподобного Андрея, святителя Критского, который читается за вечерним богослужением с понедельника по четверг (7–10 марта в 17:30). Душа отзывается на трогательные песнопения: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?».
Великим канон назван так не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину, возвышенность и проникновенность: «…он написан не чернилами, а слезами – слезами преподобного Андрея и слезами всего человеческого мира», – писал митрополит Варсонофий. От жизни Адама и Евы через времена и события до жизни Христа и Его последователей разворачивается песнь канона, высвечивая мерзость греха и являя красоту добродетели. Тема глубокого личного покаяния сочетается в нем с темой взаимоотношений Бога и человека.
Венчается первая неделя Великого поста воскресной службой, называемой «Торжеством Православия». Это праздник победы над ересями и лжеучениями. Ведь Православие дает не только знание о Боге, оно дает духовные силы вести правильный образ жизни, ибо через Церковь подаются дары Святого Духа, укрепляющие в добре.